Психоанализ нечистой силы или пограничное расстройство личности
Почему некоторым пациентам становится легче в церкви, а от психоанализа они отказываются? Может ли церковь вылечить пограничное расстройство личности? Существует ли нечистая сила, в которую верят многие личности с пограничной организацией? Рассмотрим клинический пример.
Татьяна, веб-дизайнер 36 лет (имя и другие особенности личной информации изменены по причине конфиденциальности) обратилась ко мне, чтобы я порекомендовал ей антидепрессанты — проходить психотерапию или психоанализ она категорически отказалась: «В своей жизни я не доверяю никому, никакой психотерапевт не сможет мне помочь, мне стало легче только в церкви — там я избавилась от нечистой силы!»
У нас было несколько сессий, из которых я точно увидел у нее пограничное расстройство личности и очевидно понял, почему у женщины ощущение, что только в церкви ей становится легче и почему она категорически отказалась от психотерапии. Итак, Татьяна убеждена, что ее проблемы начались с того, что начальник на работе положил на нее глаз, но так как Татьяна отказала ему, «он навел на нее нечистую силу» — женщина начала ощущать как «нечисть» душит ее по ночам и обратилась в церковь, в которой ему помогли облегчить состояние. В жизни у нее нет отношений: ни любовных, ни социальных с друзьями, она ощущает постоянную скуку и пустоту, никому не доверяет. В ходе одной из сессий выяснилось, что она не доверяет даже батюшкам из церкви, которую она посещает.
Проведем психоанализ описанного случая. В силу того, что общий психический аппарат личностей с пограничной организацией личности не зрел, они не могут выдерживать обычной двойственности мира и воспринимать людей целостно. То есть целостное восприятие человека, которого любишь — это видеть в нем не только «Самую красивую улыбку» и «Доброе сердце», но также принимать его вспышки злости или раздражительности, что он может быть иногда не достаточно внимателен и так далее. Пограничные личности этого не могут: одних они видят в идеализированном образе, вторых — как монстров и «нечистую силу». Соотвественно Татьяна может поверить «в добро» и почувствовать себя безопаснее в месте, которое олицетворяет для многих «идеальный образ добра», а в обычной жизни переключается в обычную позицию восприятия других, как холодных и безразличных. Кстати, именно пограничные личности чаще всего в кабинете говорят: «Это же для Вас только работа, Вы не можете мне сочувствовать» — им сложно соединить в своем сознании этих две простых вещи «Работа» и «Сочувствие» воедино.
Тревога в церкви снизилась, но пограничное расстройство личности, конечно же, осталось.
Пограничное расстройство личности — симптомы Татьяны:
- Паранойя — В ее квартире все окна завешены непрозрачными шторами, так как «мужчина из окна напротив следит за ней»;
- Расщепление психики — Она воспринимает себя как грандиозную фигуру («Я веду себя как ангел, у меня особая позиция сверху по отношению к простым людям»), а других обесценивает («Мои родители — инфантильные животные, которые ничего не понимают. Никакой психотерапевт не может быть умнее меня»);
- Хроническое чувство пустоты и скуки;
- Нет любовных отношений («Я веду ангельское житие и мне не нужен никакой мужчина»);
- Хроническое недоверие — как уже было описано выше, Татьяна не доверяет абсолютно никому, даже батюшкам из церкви.
Делаем вывод: в силу общей недоразвитости психического аппарата многим личностям, которые имеют пограничное расстройство личности сложно доверять в обычной жизни кому-либо, так как они не могут целостно воспринимать других и всегда расщепляют на идеальных и садистичных. Поэтому некоторые могут почувствовать облегчение, если попадают в место, которое кажется им идеальным, например, церковь или общаясь с известными личностями, например, которых они идеализируют. Но, общение с идеализированными объектами или нахождение в таких местах, хоть и уменьшает тревогу, но не может быть терапевтично в такой мере, чтобы излечить пограничное расстройство личности.
Нет комментариев.